Если с именем Грядущего царя мы разобрались, то надо знать и какого рода Белый Царь. Как будут звать Грядущего Царя так же указал Авель. «И восстанет в изгнании Князь Великий, стоящий за сынов народа своего…» .
Великий Князь
Слово «турунтай» имеет тюркскую основу «турун» — «князь».
Словарь русского языка XI–XV так же указывает что турун (трун) это князь.
Трун «знатный человек у волжских болгар», др.-русск. трунъ (Троицк. летоп. под 1230 г.)
У Николая Карамзина в История государства Российского так же есть сноска на Трун.
В некоторых славянских языках, например, в польском и украинском языках, оно также может иметь значение «Великий Князь«.
Это значение связано с тем, что тюркские титулы «туран» и «тархан» иногда переводились на славянские языки как «Великий Князь».
Примеры использования:
В русском языке:
«Турунтай — это имя одного из героев русских народных сказок.»
«Турунтай — это название одного из татарских княжеств.»
В польском языке:
«Turuntaj — to tytuł władcy w niektórych państwach słowiańskich.»
«Książę Turuntaj jest bohaterem wielu polskich legend i baśni.»
В украинском языке:
«Турунтай — це титул правителя в деяких слов’янських державах.»
«Князь Турунтай — це герой багатьох українських легенд і казок.»
Турунтай в летописях
1. Ипатьевская летопись:
1185 г.: «И поклонишася ему вси князи и турунтаи.» (Ипатьевская летопись, 1185 г.)
2. Лаврентьевская летопись:
1237 г.: «И послаша турунтая своего на половцы.» (Лаврентьевская летопись, 1237 г.)
3. Новгородская первая летопись:
1240 г.: «И прииде турунтай на Русь.» (Новгородская первая летопись, 1240 г.)
4. Псковская летопись:
1266 г.: «И приехаша из Орды турунтаи.» (Псковская летопись, 1266 г.)
5. Тверская летопись:
1317 г.: «И бысть князь великий Михаил Ярославич турунтаем всея Руси.» (Тверская летопись, 1317 г.)
6. Слово о полку Игореве:
12 век: «Слышав же се, князь великий и турунтай всея Руси Александр Ярославич.» (Слово о полку Игореве, 12 век).
Упоминание Турунтая в Польше
Турунтай (польск. Turuntaj) – это имя, которое часто встречается в польских источниках XIV-XV веков.
В 1600-1630 годах упоминания о Турунтае становятся менее частыми, но все же встречаются.
Вот несколько примеров:
* В 1606 году в Кракове была издана книга «Kronika Polska» (Польская хроника) by Marcina Bielskiego.
В этой книге Турунтай упоминается как татарский хан, который совершал набеги на польские земли в XIV веке.
* В 1618 году в Варшаве была издана книга «Historia Polski» (История Польши) by Stanisława Sarnickiego.
В этой книге Турунтай упоминается как один из самых жестоких татарских ханов.
* В 1630 году в Гданьске была издана книга «De origine et rebus gestis Polonorum» (О происхождении и деяниях поляков) by Macieja Miechowity.
В этой книге Турунтай упоминается как один из самых могущественных тартарских ханов.
В XVII веке образ Турунтая постепенно мифологизируется.
Он становится персонажем польского фольклора, символом татарской угрозы.
Вот несколько примеров:
* В 1620 году была опубликована поэма «Turuntaj» by Jana Kochanowskiego.
В этой поэме Турунтай – это жестокий и беспощадный тартарский хан, который похищает прекрасную королевну.
* В 1630 году была опубликована пьеса «Turuntaj» by Szymona Szymonowica.
В этой пьесе Турунтай – это один из главных героев, который борется за польский престол.
В 1600-1630 годах Турунтай перестает быть исторической фигурой.
Он становится персонажем польского фольклора, символом тартарской угрозы.
Источники информации:
* «Polish Folk Tales» by Andrew Lang
* «The Folktales of Poland» by Jerzy Bartmiński
* «The Polish Fairy Tale» by Jack Zipes
Надо заметить, что в то время существовало государство Тартария, и в него входила, в том числе, и Москвовская Тартария.
Турунтай и Кинешма
После Смуты и свержения династии Рюриковичей (рода Рарог, или Соколы) все Турунтаи были вывезены с Верхнего Поволжья в Польшу, часть была с выселена со своих вотчин вдоль реки Мера в Кинешму в резервацию, которая в честь них была названа Турунтаевка.
Подробнее о княгине Марии Турунтаевой,
Другие упоминания о Турунтаях: https://beloe-bratstvo.ru/turuntaj-velikij-knyaz/